Мемория. Яков Смушкевич

14 апреля 1902 года родился летчик Яков Смушкевич, знаменитый «генерал Дуглас»

 

Личное дело

Яков Владимирович Смушкевич (1902-1941) родился в местечке Ракишки Ковенской губернии (ныне город Рокишкис, Литовская Республика), в небогатой еврейской семье портного. Некоторое время Яков проучился в хедере - иудейской религиозной школе. Но после начала Первой мировой войны об учебе пришлось забыть.

В начале осени 1915 года при приближении германских войск Смушкевичи вместе с тысячами других беженцев из окрестных городов и местечек двинулись вглубь России. В итоге они обосновались на станции Няндома в Вологодской губернии. Здесь отцу семейства пришлось сменить ножницы и иглу на кнут и вожжи: он стал заниматься извозом. Тринадцатилетний Яков устроился подручным пекаря. Работать приходилось много, но на еду все равно еле хватало. Тогда мальчик отправился в большой город — в Вологду. Там крупный не по летам подросток – в свои четырнадцать он выглядел, как семнадцатилетний - некоторое время работал грузчиком в Вологодском речном порту.

После революции Яков уже в 1917 году стал членом отряда Красной Гвардии в Вологде. А в декабре 1918 года пошел добровольцем в Красную армию. Тогда же вступил в большевистскую партию.

Смушкевич прошел всю Гражданскую войну. Был красноармейцем, политбойцом, а потом и комиссаром 1-го Минского коммунистического батальона на Западном фронте.

В апреле 1919 года в бою под Барановичами Яков был ранен в ногу ударом сабли и попал в плен к белополякам. Больше года он провел в Вильнюсской тюрьме «Лукишки», откуда сумел бежать только весной 1920 года, спрятавшись в прачечной среди корзин с бельем.

После возвращения в ряды Красной Армии Смушкевич сначала был зачислен рядовым бойцом в 144-й стрелковый полк 48-й стрелковой бригады 16-й стрелковой дивизии на Западном фронте. Но уже в июле 1920 года он занимает пост политрука роты и в этом качестве участвует во взятии Сморгонского укрепрайона. В бою за Пултуск комиссар полка получил ранение и Смушкевич заменил его.

После окончания Гражданской войны в августе 1921 года Смушкевич был уволен в долгосрочный отпуск по состоянию здоровья. Работал уездным уполномоченным ЧК города Клинцы Гомельской губернии.

В апреле 1922 Яков Смушкевич вернулся в ряды Красной Армии. Сперва был  помощником военкома все того же 144-го стрелкового полка, а с июля 1922 - политруком школы в 4-й стрелковой дивизии (Смоленск). В июне 1922 года под командованием 20-летнего военкома в окрестностях местечка Пуховичи была разгромлена банда знаменитого атамана Березы, долгое время наводившая ужас на население. Главарем банды оказался уездный военрук – именно поэтому бандитам так долго удавалось ускользать от красных частей.

В Пуховичах Яков влюбился в местную красавицу Басю. Несмотря на то, что ее отец Соломон  Гольфанд не одобрял встреч дочери с красным комиссаром, молодые люди вскоре поженились.

В октябре 1922 года Смушкевича перевели в авиацию на должность ответственного организатора партработы (оторга) 9-й авиаэскадрильи в Смоленске. Новая служба полностью захватила его, он буквально заболел небом, решив во что бы то ни стало научиться летать.

Участвуя в качестве политрука в агитполетах, Смушкевич внимательно наблюдал за действиями пилотов в воздухе, а на земле расспрашивал механиков и летчиков о премудростях летного дела и устройстве машин. По его просьбе пилоты иногда доверяли ему управление самолетом. А вскоре он совершил свой первый самостоятельный вылет.

Освоив лётное дело непосредственно в части, Смушкевич постоянно совершенствовал мастерство, и довольно скоро летчик-самоучка уже летал не хуже своих подчиненных.

В январе 1923 года он получил пост военкома 23-й эскадрильи, а в августе 1923 года стал политруком 2-го отряда 4-й отдельной авиационной эскадрильи в Минске.

В феврале 1926 года Смушкевича перевели в Бобруйск военкомом 16-го и 23-го отдельных корпусных авиационных отрядов.

Через два года он был назначен комиссаром 43-й авиаэскадрильи  2-й авиабригады, расквартированной в Витебске. В конце 1928 года он одним из первых в авиабригаде совершил вылет на самолете-разведчике Р-5, а затем освоил высший пилотаж на новейшем по тем временам истребителе И-3.

В сентябре 1930 года Смушкевич стал начальником политотдела 6-й авиационной бригады (Смоленск). В конце того же года он занял первое место в бригаде по стрельбе из пулемета и точной бомбардировке.

В 1931 году был назначен командиром и комиссаром 2-й авиабригады им. Совнаркома Белорусской ССР, дислоцирующейся в Витебске (с 1933 года - 201-я смешанная авиационная бригада).

В 1932 году  Смушкевич прошел ускоренный курс летной подготовки при 1-й военной школе летчиков им. Мясникова в Каче, использовав для этого свой очередной отпуск. Он получил пилотское свидетельство, всего за 39 дней окончив школу, в которой обычно учатся два года.

За короткий срок Смушкевич превратил свою авиабригаду в одно из образцовых соединений Военно-воздушных сил РККА. В августе 1933 года она была признана лучшим соединением ВВС Белорусского военного округа, а ее командир-военком получил Почетную грамоту ЦИК СССР.

В ноябре 1935 года приказом наркома обороны СССР ему было присвоено воинское звание комбриг.

В июле 1936 года в Испании начался мятеж против республиканского правительства.К середине  сентября иностранный отдел НКВД и Разведуправление НКО разработали план «операции Х» — отправки военной помощи Испании. В начале ноября 1936 года более 30 советских военных летчиков-добровольцев во главе с комбригом Смушкевичем прибыли в Картахену.

Яков Смушкевич в должности старшего военного советника при командующем республиканских ВВС руководил противовоздушной обороной Мадрида. Сразу после прибытия он организовал штурмовые полёты на малых высотах, упреждающие удары по аэродромам противника, боевое дежурство авиаторов на земле и в воздухе. В первый воздушный бой над Мадридом группу республиканских истребителей Смушкевич повел лично. В этом бою было сбито около десятка самолётов противника.

Советский летчик,  воевавший под псевдонимом «генерал Дуглас», быстро завоевал авторитет и уважение среди испанцев. Он учил их по принципу «делай, как я!», лично выполнив большое количество боевых вылетов при обороне Мадрида и сыграв важную роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой.

В конце февраля 1937 года в Испанию прибыли итальянские войска. С одобрения Муссолини была разработана операция по захвату Мадрида Корпусом итальянских добровольческих сил ударом с северо-востока, через городок Гвадалахара. Уже к 8 марта итальянцы прорвали позиции испанской Народной армии, пройдя через три дня с боем 30 километров.

В ходе боев на подступах к Мадриду Смушкевич впервые использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налетов, организовав почти непрерывную штурмовую бомбардировку наступающих итальянских соединий.

Генерал Дуглас лично водил республиканские эскадрильи на штурмовку механизированных колонн противника. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолетов, он ввел новый порядок взлета истребителей без предварительного выруливания на старт и лично показал, как это нужно делать.

«Он сел в самолет на стоянке и после запуска мотора дал полный газ, удерживая самолет на тормозах. Затем отпустил тормоза и, не поднимая хвоста производящего разбег "чато", на коротком расстоянии оторвал его от земли. Затем немного выдержал самолет над землей, чтобы набрать скорость, у самой земли заложил глубокий крен и виражом начал уходить вверх. Этот взлет показал, на что способен И-15 и, конечно, летчик», - вспоминал генерал-майор авиации Владимир Пузейкин.

Штурмовые действия авиации сыграли решающую роль в разгроме итальянских войск. Всего в ходе боев на гвадалахарском направлении было уничтожено до десяти тысяч интервентов, около тысячи сдались в плен.

За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный при этом героизм Яков Смушкевич 21 июня 1937 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Днем раньше ему было присвоено воинское звание «комкор» - минуя звание комдива.

В августе 1937 года был назначен заместителем начальника управления ВВС. Руководил разработкой новых летно-тактических уставов с использованием опыта войны в Испании.

Весной 1938 года Смушкевич окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, на которые поступил после возвращения из Испании.

«Имя Якова Владимировича Смушкевича тогда было поистине легендарным. Мы, слушатели военно-воздушной академии, многое знали о Смушкевиче, о его беззаветном мужестве, проявленном в боях с врагами, о его таланте авиационного военачальника...

С огромным интересом мы слушали лекции, в которых преподаватели рассказывали о том новом, что было внесено Смушкевичем в тактику и оперативное искусство ВВС, в методы боевого управления авиацией. Хорошо запомнилось его неукоснительное требование - наносить массированные удары по врагу с воздуха обязательно в тесном взаимодействии с наземными войсками. По лекциям мы наизусть знали формулу Смушкевича: "Авиация сама городов не берет и капитуляций не принимает, но оказывать содействие в решении этих задач она может и непременно должна"», - вспоминал генерал-полковник авиации Степан Гречко.

30 апреля1938 года, накануне первомайского парада, в котором он был должен участвовать, Яков Смушкевич попал в страшную аварию во время тренировочного полета но новом самолете-разведчике Р-10. У машины загорелся мотор и она рухнула в лесной массив.  Смушкевича вытащили из под обломков с переломанными от ступней до бедер ногами,  тяжелыми ранениями головы, сотрясением мозга и обожженной спиной. В госпитале ему провели срочную операцию на тазобедренном суставе. Врачи опасались, что, возможно, придется ампутировать ноги. Но профессор Фридланд, лечивший разбившегося комкора, совершил чудо: раскрошенные кости срослись. «Я буду летать?» - спросил врача выздоравливающий Смушкевич. «Ходить будете», - заверил даже не понявший сути его вопроса профессор.

Мечтавший снова вернуться за штурвал самолета, Смушкевич приложил титанические усилия для разработки изувеченных ног. Превозмогая боль, он упражнялся часами. Учился ходить без палки, танцевал, тренировался в кабинах автомобилей, выжимая непослушные педали. Благодаря огромному напряжению воли и постоянным тренировкам Яков не только встал на ноги, но и снова начал летать. Однако сильные боли мучили его все последующие годы.

В 1939 году на XVIII съезде коммунистической партии комкор Смушкевич был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

В конце мая 1939 года разгорелся советско-японский вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии. Уже в ходе первого боя советская авиация, спешно переброшенная в район боевых действий, понесла чувствительные потери. 28 мая японские самолеты неожиданно атаковали два аэродрома, расположенные в глубоком тылу, и в течение примерно десяти минут уничтожили немалую часть стоявших там самолетов.

Лишь одна эскадрилья успела подняться в воздух. В результате первого воздушного боя только двое летчиков вернулись на свою базу, остальные были сбиты. Японцы, не потерявшие в этом бою ни одного самолета, почувствовали себя хозяевами неба.

Для исправления ситуации уже  29 мая в Монголию была направлена группа из 48 летчиков и специалистов во главе с комкором Смушкевичем. В составе группы было 11 Героев Советского Союза – участников боев в Испании и Китае.

Сразу же по прибытии на место начались интенсивные тренировки летного состава местного гарнизона и учебные бои. Психологический эффект от этих занятий был огромен. У никогда до того не воевавших летчиков прошел первый мандраж, они почувствовали себя гораздо увереннее и с каждым днем воевали все лучше. Преимущество японских ВВС удалось быстро ликвидировать.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и отвагу в боях с японскими захватчиками комкору Якову Смушкевичу было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

В сентябре 1939 года  Смушкевич был назначен исполняющим должность начальника ВВС Киевского Особого военного округа, принимал участие в походе РККА в Западную Украину как командующий ВВС Украинского фронта.

С июня 1939 по декабрь 1940 годов был членом Главного Военного Совета Красной Армии.

19 ноября 1939 года 37-летний комбриг Смушкевич занял пост начальника ВВС РККА (с июля 1940 - начальник Главного управления ВВС РККА). А через десять дней началась советско-финляндская война.

Смушкевич вылетел на советско-финскую границу для непосредственного руководства авиацией. Он целыми днями разъезжал по частям и в итоге запущенная рана дала себя знать. В штабном вагоне близ Петрозаводска его скрутил сильнейший приступ боли. Когда был сделан рентгеновский снимок, изучивший его профессор Фридман сказал: «У Смушкевича, видно, стальное сердце. Ведь в тазобедренном суставе у него не кости, а творог. Я не представляю себе, как он на ногах-то стоит».

Смушкевича отозвали в Москву. Но на лечение он по-прежнему не находил времени. Поселился в штабе ВВС и продолжал работать лежа.

Война с Финляндией вскрыла большие недостатки в организации, боевой подготовке и техническом оснащении советской авиации. Смушкевич позднее писал в своем докладе об итогах боев с белофиннами: «Шла погоня за количеством произведенных самолето-вылетов и сброшенных тонн бомб без учета того, какой тактический и оперативный результат этим достигается».

Также Смушкевич подчеркивал, что «опыт войны еще раз показал, что скорость полета является важнейшим качеством, необходимым для всех типов самолетов». «Мы должны неотложно форсировать строительство скоростной материальной части. В этом отношении мы отстаем от основных капиталистических стран, где в связи с войной лучшие типы скоростных самолетов выпускаются промышленностью в крупных сериях», - писал он в своем докладе.
Самым необходимым он считал создание в самое ближайшее время пикирующего одномоторного бомбардировщика и бронированного штурмовика, а также фронтового двухмоторного пикирующего бомбардировщика.

В апреле 1940 года Смушкевичу было присвоено воинское звание командарма 2-го ранга, а в июне —  генерал-лейтенанта авиации.

В августе 1940 года его перевели с поста начальника Главного управления ВВС РККА на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года - помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации.

Перед самым началом Великой Отечественной войны, 8 июня 1941 года, генерал-лейтенант авиации Смушкевич был арестован по обвинению в антисоветском военном заговоре. Его забрали прямо из госпиталя, где он находился после операции. В «воронок» его пришлось нести на носилках.

28 октября 1941 года Яков Смушкевич был расстрелян в районе посёлка Барбыш под Куйбышевом (ныне Самара) без суда, на основании предписания наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. На расстрел, как и при аресте, его несли на носилках.

 

 
Яков Смушкевич

Чем знаменит

Яков Смушкевич – летчик-самоучка, доросший до должности начальника Военно-воздушных сил Красной Армии. Он стал третьим по счету дважды Героем Советского Союза и первым среди евреев, получившим это звание.

Во время гражданской войны в Испании Смушкевич был известен как «генерал Дуглас», за голову которого рейхсминистр авиации и глава Люфтваффе Герман Геринг обещал награду в миллион марок.

Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. Он лично сбил несколько самолетов противника, впервые в практике использования боевой авиации применил принцип сосредоточения крупных воздушных сил и ударов по врагу массированными налетами.

Нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин отмечал, что самый большой подвиг Смушкевич совершил в Великую Отечественную войну, хотя и не участвовал в ней. Он воспитал целую плеяду летчиков-героев. После возвращения из Испании он создавал специальные группы из «испанцев», которые ездили по частям и передавали летчикам свой боевой опыт.

Утверждается, что именно Смушкевичу принадлежала идея воевать парами из ведущего и ведомого, в которых ведущий первым вступает в бой, а ведомый  прикрывает его, защищая «хвост». Новая тактика воздушного боя, родившаяся в испанском небе, немало способствовала победам советских летчиков в годы Великой Отечественной войны

В 1938 году Смушкевич одним из первых дал правдивую оценку состояния советской истребительной авиации, заявив, что немецкие истребители Ме-109 во многом превосходят советские истребители И-16 и И-15 бис, хотя в то время в СССР, в том числе и среди военных летчиков, господствовало мнение, что советские самолеты - лучшие в мире.

Утверждение Смушкевича об отставании советских истребителей от немецких, основанное на опыте войны в Испании, сыграло важную роль, заставив советских авиаконструкторов активнее работать над созданием новых боевых самолетов с лучшими тактико-техническими характеристиками.

 

О чем надо знать

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года Яков Смушкевич был лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград. Его жена и дочь были репрессированы и провели 10 лет  в заключении как «члены семьи изменника Родины».

Имя Смушкевича было надолго вычеркнуто из всех справочников и из советской истории.

Скульптор Лев Разумовский, в детстве восхищавшийся «генералом Дугласом», узнав, уже будучи взрослым, о судьбе Смушкевича, вылепил его портрет. Для себя, без малейшей надежды, что он когда-нибудь будет востребован в Советском Союзе.

После распада СССР дочь летчика Роза Яковлевна Смушкевич узнала о скульптурном портрете отца и приехала в Петербург, чтобы его увидеть. Портрет ей очень понравился, и она добилась, чтобы Военно-воздушная Академия им. Ю.Гагарина организовала его перевод в бронзу.

17 августа 2008 года на кладбище Военно-воздушной Академии в подмосковном Монино состоялось торжественное открытие памятника Якову Смушкевичу. Он был установлен рядом с мраморной плитой, которую Роза Смушкевич уже поставила раньше в память о родителях.

Дочь скульптора Разумовского Хариф пишет, что Роза Смушкевич побывала на месте расстрела советских военачальников в поселке Барбыш и приняла участие в траурном митинге, посвященном этому событию.

«После выступления Розы к ней подошёл старичок и сказал прочувствовано: "Я там оказался в этот момент. Ваш отец ничего не почувствовал, когда его расстреляли, он был без сознания, на носилках".

Моя мама, которая мне это рассказала, добавила:

- Небольшое утешение. Хоть не страдал в последний момент.

- Мама! – сказала я. - Так этот сочувствующий старичок был в расстрельной команде! ГБ свои дела вершила не публично. Стоять так близко от носилок, чтобы увидеть, что Смушкевич был без сознания, мог только активный участник действия, а не случайный ночной прохожий!», - рассказала Разумовская.

Яков Смушкевич был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 декабря 1954 года. Звание Героя Советского Союза и награды ему были возвращены указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

 

Прямая речь

Маршал авиации С.А. Красовский о сражении под Гвадалахарой: «"Генерал Дуглас" - так называли республиканцы Якова Владимировича - пользовался широкой популярностью. В кожаной куртке, широком черном берете, он мало чем отличался от других наших летчиков, но испанцы хорошо знали его. На аэродромах и на улицах Мадрида я не раз слышал, как, завидев Смушкевича, десятки людей приветствовали его возгласами: "Вива! Руса вива!". "Генерала Дугласа" знали как героя Гвадалахары... Именно там, под Гвадалахарой, был разгромлен итальянский экспедиционный корпус, нацеленный на Мадрид.

Весной 1937 г. фронт перед столицей Испании оказался почти оголенным. Разрозненные заслоны республиканских частей, оказавшиеся на пути итальянцев, конечно, не смогли бы оказать серьезного сопротивления. Да враг и не принимал их всерьез, считая, что путь к Мадриду открыт. И вдруг свершилось чудо. Враг побежал под Гвадалахарой!

Случилось это в ненастные дни, когда фашистская авиация сидела на своих аэродромах. К Мадриду двигались плотные колонны войск противника.

Убежденные в том, что республиканские летчики не смогут вылететь, итальянцы продвигались на грузовиках, как на параде, даже не помышляя о рассредоточении. И вот над Французским шоссе появились бомбардировщики, штурмовики, истребители. На врага посыпались бомбы, обрушился ливень пулеметного огня. Создалась пробка из горящих машин. Фашисты оказались в ловушке. А напор с воздуха все возрастал. Одна группа республиканских самолетов сменяла другую. Три дня, не зная передышки, республиканская авиация вместе с танкистами крушила итальянский корпус. Это был какой-то "воздушный конвейер", как рассказывали потом пленные. "Откуда у республиканцев столько авиации?" - не без удивления спрашивали они.

Между тем авиации у республиканцев было очень мало, но Смушкевич так организовал дело, что враги считали, будто перед ними, по меньшей мере, воздушная армада. "Генерал Дуглас" был душой массированных действий».

 

7 фактов о Якове Смушкевиче:

  • Настоящее отчество Якова Смушкевича было Вольфович, но все называли его Владимировичем.
  • Учиться летать Смушкевич начал после того, как попал в аварию на самолете. В 1921 году он был назначен политруком в 23-й авиаотряд  для воспитания «зазнавшихся лётчиков», многие из которых служили еще в царской армии. Самый заносчивый из них решил проучить «пехтуру». И когда политрук вылетел с ним в агитрейс, «покрутил» машину с пассажиром в воздухе так, что у нее заглох мотор. При вынужденной посадке самолёт развалился. Летчик и пассажир уцелели лишь чудом. Авиахулиган, однако, с удивлением отметил, что политрук не испугался. А уже в следующем полёте Смушкевич попросил одного из лётчиков: «Передайте управление». Попробовал - получилось. Так политрук начал летать.
  • Одним из свидетелей на свадьбе Якова Смушкевича был его однополчанин Лев Маневич, ставший впоследствии известным всему миру разведчиком под псевдонимом «Этьен».
  • За восемь месяцев в Испании общий налет Смушкевича составил 223 часа, в том числе - 115 часов на И-15 в боевой обстановке.
  • Самолет, на котором Смушкевич потерпел страшную аварию – недавно созданный  разведчик и легкий бомбардировщик Р-10 – был сделан специально для него. На нем он должен был возглавлять воздушный парад. На борту самолета красной краской была нанесена надпись: «Командующему Первомайским воздушным парадом Герою Советского Союза комкору Я.В. Смушкевичу».

Именной самолет Р-10 Я. В. Смушкевича, Апрель 1938 года. Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/aviatsionnyj-chapaev-yakov-vladimirovich-smushkevich.html/2

Именной самолет Р-10 Я. В. Смушкевича, Апрель 1938 года.

  • В начале Великой Отечественной войны журнал Люфтваффе писал, что неучастие генерала Дугласа в начавшейся войне «равносильно, по крайней мере, сбережению 5 наших авиационных дивизий».
  • Бюст Героя Советского Союза Якова Смушкевича был установлен на его родине в Рокишкисе в 1969 году. Его автором стал литовский скульптор Константинас Богданас. В августе 2017 года памятник был демонтирован.

 

Материалы о Якове Смушкевиче:

Биография Якова Смушкевича на сайте «Герои страны».

Лётчик Яков Смушкевич – генерал Дуглас

Трагедия генерала Дугласа

Бюст Якову Смушкевичу. Скульптор Лев Разумовский

Смушкевич Я. В. Олег Шушаков

«Авиационный Чапаев» Яков Владимирович Смушкевич

Статья о Якове Смушкевиче в Википедии