Исследователь жизни

Ранним утром 8 февраля в Москве скончался актер театра и кино, режиссер, народный артист РСФСР, выдающийся чтец и любимец публики всех возрастов Сергей Юрский. Причиной смерти стала остановка сердца, в последние месяцы СМИ сообщали, что артист серьезно болен. Ему было 83 года. Не смотря на преклонный возраст, Сергей Юрьевич до самого конца жил полноценной творческой жизнью, участвовал в новых постановках, гастролировал, писал книги, встречался с поклонниками и высказывался на ощественно-политические темы.

Печальную новость сообщила в пятницу пресс-служба театра Моссовета, где Юрский служил больше сорока лет — с 1978 года. Позже сообщение об утрате подтвердила дочь актера Дарья Юрская. «Папа долго болел, умер от остановки сердца, мы все сейчас ждем официальное заключение», — сказала она.

Напомним, в конце декабря прошлого года СМИ сообщали, что артиста доставили в инфекционное отделение с воспалением легких. По другим данным причиной внезапной госпитализации стала редкая болезнь рожа.  Однако в театре тогда заявили, что артист проходит профилактическое лечение.

Сергей Юрьевич Юрский родился 16 марта 1935 году в Ленинграде в в артистической семье: отец, Юрий Сергеевич Юрский, был художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре и руководил Ленконцертом, а мать, Евгения Михайловна Юрская-Романова, преподавала музыку.

 
Сергей Юрский. 1940 г / wikipedia.org

Желание быть актером у Сергея сформировалось уже в подростковом возрасте, он выходил на сцену Дворца пионеров и драмкружка Педагогического училища, куда «прибился в поисках лучших ролей». Однако отец был строг к будущиму артисту, отказывая ему в наличии таланта. «Отец расценивал мои детские работы без скидок — по шкале профессиональной, и они получали самые низкие оценки. Он апеллировал к моему разуму и чувству юмора и призывал согласиться с ним. Я соглашался», — вспоминал впоследствии Юрский.

После окончания школы с золотой медалью Сергей, послушав совет отца, поступил на юрфак Ленинградского университета, но и там нашел выход на театральные подмостки, активно участвую в жизни университетского драмкружка. Постановки Театра-студии ЛГУ «гремели на весь город», а после того, как однажды отец увидел сына в роли Хлестакова, юридический был заброшен досрочно, уступив место Театральному институту. «После спектакля он впервые пришел ко мне за кулисы, расцеловал и, смеясь, радостный, пробасил с изумлением: "Сынка, да ты актер"», —  вспоминал Юрский.

После второго курса, в 1957 году, юный артист присоединился к труппе Большого драматического театра им. М. Горького. Окончив институт,  он в течение 20 лет был ведущим актером легендарного БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Блистательно сыграл там Чацкого в «Горе от ума», Тузенбаха в «Трех сестрах», Генриха 1V в «Генрихе 1V», Мольера - в «Мольере» и Фарятьева - в «Фантазиях Фарятьева».

 
Сергей Юрский в роли Остапа Бендера  / YouTube.com

Параллельно с работой в театре Юрский снимался в кино и выступал на эстраде. Широкую известность актеру принесли роли Чудака в «Человек ниоткуда» (1961) Эльдара Рязанова, Викниксора в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (1966) и Остапа Бендера в «Золотом теленке» (1968) Михаила Швейцера,  Груздева в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984).Выступал и как чтец с программами классических и современных авторов - читал рассказы Чехова, Зощенко, прозу Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзию Пушкина, Пастернака, Мандельштама и т.д. Впоследствии  он создал своеобразный «театр одного актера», в котором выступает как автор, постановщик и исполнитель пятнадцати литературных программ.

В 1974 году Сергей Юрский поставил в БДТ спектакль «Мольер» по Михаилу Булгакову. Товстоногов отреагировал на дебют достаточно резко, заявив: «Мне нужен хороший Юрский-артист, а не средний Юрский-режиссер». Вскоре Юрский ушел из БДТ и в 1978 году переехал в Москву, где стал и актером, и режиссером Театра имени Моссовета, прослужив этой сцене до конца жизни. Здесь он ставит «Тему с вариациями» и пьесу Островского «Правда хорошо, а счастье лучше».

Написанная  в середине 1970-х годов повесть «Чернов» стала литературной основой его режиссерского дебюта и в кино: фильм «Чернов/Chernov» вышел на экраны в 1990-м.

 
Кадр из фильма "Чернов"  / YouTube.com

С 1991 года одновременно играет и ставит спектакли на сцене театра «Школа современной пьесы».В 2004 году как актер впервые вышел на сцену театра в образе Иосифа Сталина, представив собственную режиссерскую версию пьесы И. Друцэ «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина». В феврале 2013 по окончании очередного спектакля «Ужин у товарища Сталина» Юрский со сцены  объявил, что это было последнее представление. Но в том же 2013 году  появилась новая яркая постановка «Полеты с ангелом» З. Сагалова, совместный проект театра им. Ермоловой и продюсера Леонида Робермана. «Именно я должен был поставить эту пьесу, потому что в ней мы можем предъявить нечто новое по содержанию, по форме и по театральному мышлению. Это исследование души человека, в котором есть ирония, юмор. Это пьеса с резкими переходами от драматических и лирических сцен к комическим, потому что это всё прошло через его жизнь. И это крайне важная для меня работа. «Полёты с ангелом» — самый сложный спектакль в моей жизни», — говорил артист.

В последние двадцать лет актер снялся в экранизации «Отцов и детей» в роли отца Базарова и в картине Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину», где сыграл роль отца поэта Иосифа Бродского.  Был удостоен премий «Кинотавра», «Ника», «Звезда театрала», премии президента РФ в области литературы и искусства, премии правительства РФ в области культуры, орденами «За заслуги перед Отечеством» 1V и Ш степеней. . В 2018 году стал обладателем нагрудного знака Министерства культуры «За вклад в российскую культуру».

 
Кадр из фильма "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину"  / YouTube.com

Сергей Юрский занимал активную гражданскую позицию. В последние двадцать лет ни одно значимое событие не прошло мимо его внимания, за всех у него болела душа. Артист не мог себе позволить смолчать, когда видел несправедливость. В 2001 году Юрский подписал открытое письмо в защиту телекомпании НТВ. В 2003 году в числе других деятелей науки и культуры призывал российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу. Выступал за освобождение Светланы Бахминой, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, участниц группы «Pussy Riot», а также режиссера Кирилла Серебренникова.

В 2007 году поставил подпись под обращением к Владимиру Путину с рекомендацией покинуть свой пост по истечении второго президентского срока и ни под каким предлогом не оставаться главой государства — «ни в статусе президента, ни в виде некоего "общенационального лидера"». Несмотря на возраст, актер принимал участие в массовых акциях протеста оппозиции. Неоднократно поддерживал инициативы по защите животных. Высказывался против строительства в Санкт-Петербурге небоскреба «Охта-центр».

 
В.Путин и С.Юрский  / kremlin.ru

В 2014 году Сергей Юрский назвал отношение российских властей и общества к Украине «неожиданным и ужасным проявлением национального бескультурья». В 2015 году Министерство культуры Украины включило Юрского в так называемый «белый список» артистов, которые поддерживают территориальную целостность страны.

«Смерть — такой же предмет исследования театра, как и жизнь. Актерам смерть приходится играть довольно часто, и ничего не случается. Но потом приходит момент, когда она настигнет, и это может совпасть, — говорил Сергей Юрьевич в одном из последних интервью. —Я помню, как мы в 1990 году летели на самолете с композитором и дирижером Геннадием Рождественским, который недавно ушел из жизни. Я тогда собирался снимать фильм «Чернов. Chernov». И стал говорить ему, как восхищаюсь им, как мне нравится его манера разговаривать, двигаться. Я пытался соблазнить его сыграть в моем кино дирижера. Но он ответил: «Жена не разрешает, потому что герой умирает, а это плохая примета». Он отказался от роли, чтобы избежать смерти, и избежал ее: он не снимался. И тогда эту роль сыграл я. И вот же — жив. Мы, актеры, должны со смертью сталкиваться на сцене, как и с жизнью. Андрюша Миронов, например, умер на сцене во время самого жизнелюбивого спектакля «Женитьба Фигаро». Но пришла смерть, и артиста не стало».

 

Так же Вас может заинтересовать:

Власти Хакасии объяснили увольнение недовольной бо... Власти Хакасии объяснили истечением срока контракта увольнение замминистра финансов республики Галины Спиридоновой, которая раскритиковала выплату пре...
Компьютер Грефа против коррупции... Глава Сбербанка Герман Греф видит основной путь борьбы с коррупцией в развитии цифровых платформ, повышающих прозрачность деятельности чиновников. &la...
Умер фронтовой кинооператор Борис Соколов... Фронтовой кинооператор Борис Соколов умер на 99-м году жизни, сообщили в Союзе кинематографистов России. «Всю Великую Отечественную войну до поб...
Госдума отказалась платить взнос и участвовать в р... Госдума отказалась платить взнос в 30 млн евро в Совет Европы и отправлять делегацию на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в январе 2...